О развитии страхового бизнеса, перспективах обязательного страхования автогражданской ответственности в России, а также о планах страховой группы "АВЕСТ" рассказывает гендиректор группы Алексей Степанов.
Интерфакс,
12 сентября 2003 г.
На российском страховом рынке, с точки зрения клиента, конкуренции нет, утверждает генеральный директор СГ "АВЕСТ" Алексей Степанов 2347 просмотров
За последние 10 лет на российском рынке появилось большое количество страховых компаний. На сегодняшний день, по данным департамента страхового надзора Минфина РФ, в РФ зарегистрировано свыше 1,4 тыс. страховых организаций, и, как отмечают эксперты, сейчас конкуренция на этом рынке достаточно жесткая. Между тем генеральный директор страховой группы "АВЕСТ" Алексей Степанов полагает, что на страховом рынке, с точки зрения клиента, в настоящее время конкуренции нет.
О парадоксах страхового бизнеса, его развитии, перспективах обязательного страхования автогражданской ответственности в России, а также о планах СГ "АВЕСТ" в интервью специальному корреспонденту агентства "Интерфакс-АФИ" Наталии Вяземской рассказал гендиректор СГ "АВЕСТ" А. Степанов.
- Алексей Рудольфович, как Вы считаете, насколько остро сейчас стоит перед страховыми компаниями тема завоевания клиента и конкуренции между компаниями?
- Я уверен, что в настоящее время на российском страховом рынке нет конкуренции. Вероятно, компании конкурируют между собой, но для рядового гражданина и потенциального клиента конкуренция компаний не видна. Для него главное - качество предоставляемых услуг. Здесь в большинстве случаев часто главную роль играет человеческий фактор: где тебя приветливей приняли, где лучше объяснили и насколько удобно расположен офис. В основном, именно эти понятия определяют выбор страховой компании. Это также обусловлено низким уровнем информированности населения о страховании вообще. К сожалению, негативный образ страховщика до сих пор явление распространенное, и его трудно искоренить одним махом. Скорее всего, сами компании - как вместе, так и по отдельности - должны формировать положительный имидж страховщика и страхования как такового. К счастью, основным условием при выборе компании является не продолжительность ее работы на рынке. В основном, клиенты интересуются резервами компании и уровнем выплат.
Наша страховая группа "АВЕСТ" создана в 2001 году, суммарный оплаченный уставный капитал составляет 1 млрд. рублей. В группу входят ООО "Страховая компания "АВЕСТ" и ООО "Страховая компания "АВЕСТ-Классик". Компании, входящие в страховую группу, старше ее: "АВЕСТ" была образована в 1996 году, "АВЕСТ-Классик" - в 2000 году. Страховая группа появилась из некоторого состава людей, работавших ранее в компании "Восточно-Европейское страховое агентство" (сейчас - ОАО "АльфаСтрахование"). Все люди, работающие в компании, имеют опыт гораздо более длительный, чем возраст страховой группы "АВЕСТ" - это 5-10 лет. Группа сразу задумывалась как универсальная, работающая по всем востребованным видам страхования и представляющая услуги для клиента рыночного, то есть не обслуживающего ту или иную отрасль или какую-то большую корпорацию, а именно работающую на свободном рынке компанию.
- На какого клиента ориентирована Ваша группа?
- Несмотря на то, что в настоящее время на территории России действуют 15 филиалов СГ "АВЕСТ", и до конца 2003 года они будут открыты во всех федеральных округах РФ, группа в основном ориентирована на столичного жителя. Сейчас основные доходы компании формируются в московском регионе. СГ "АВЕСТ" ориентирована на физических лиц, являющихся представителями так называемого среднего класса. Это обусловлено тем, что сейчас это самая активная, серьезная группа потребителей, постоянно растущая. Сейчас любого клиента интересует прежде всего страхование автомобилей: страхование по "каско", а после 1 июля - и обязательное страхование автогражданской ответственности. В рыночном сегменте это основная доля при страховании физических лиц. В настоящее время наша группа занимает 4% московского рынка автострахования.
- Как Вы оцениваете ОСАГО? Насколько, по Вашему мнению, это перспективный вид страхования в России?
- Сейчас можно с уверенностью сказать только одно: будет такой большой объем убытков, какой наша страховая отрасль, наверное, еще не обрабатывала. Кроме того, это будут специфичные убытки, а технология их урегулирования еще не до конца понятна. Например, как будут взаимодействовать компании, если при ДТП одна страховала "каско" автомобиля, а другая - ответственность? И если сейчас с точки зрения добровольного автострахования есть какой-то стандарт, то в ОСАГО этого еще нет. Кроме того, сейчас органы ГИБДД не устанавливают виновность, ее устанавливает суд, или же виновность признается сторонами по взаимному согласию. Теоретически страховая компания, получив документы от пострадавшего, может направить их в суд. Если это все сначала грянет в суды, это будет просто уникальная ситуация. Но мы считаем, что этот закон прежде всего социально направленный, и если сейчас занять "глухую оборону", то, конечно, все потеряет смысл. С другой стороны, если платить всегда, и за все, и по любому поводу, то можно тоже не выполнить эту роль, потому что деньги очень быстро кончатся.
- Опыт многих стран, где давно введено ОСАГО, показывает, что это неприбыльный бизнес. Как Вы считаете, через сколько лет у нас этот вид страхования станет прибыльным?
- Говорить об этом пока рано абсолютно, потому что только года через три пройдет какая-то стабилизация ситуации. За этот период будет застрахована основная масса автомобилей и будет определенная статистика по авариям и убыткам.
- Автострахование в портфеле СГ "АВЕСТ" занимает большую долю. Вы не боитесь, что у группы будут большие убытки, которые она не сможет покрыть?
- С одной стороны, очень хорошо, что РСА (Российский союз автостраховщиков - прим. ИФ-АФИ) настоял на утверждении тарифа, который так или иначе был просчитан на основании статистики убытков. Тариф получился большой, но он реально отражает возможные убытки. Тариф, на мой взгляд, сейчас позволяет работать и быть уверенным, что убытки будут оплачены.
С другой стороны, пугают возгласы, в основном не опирающиеся ни на статистику, ни на что, - "много берете". И это очень пугает, потому что в какой-то момент политика может сыграть очень неблагоприятную роль. По закону тариф может быть изменен не чаще чем один раз в полгода. Поэтому теоретически ранее января-февраля тарифы могут быть изменены в сторону повышения. Может быть изменена как базовая ставка, так и коэффициенты.
Вместе с тем ОСАГО - это добровольное дело для каждой страховой компании. Мы получили лицензию, но можем ее и сдать назад. Естественно, мы будем нести ответственность по тем полисам, которые выписали ранее, до их завершения или урегулирования всех случаев.
- Вы предполагаете для себя такой вариант?
- Теоретически такое может быть. Но не сейчас, когда тариф нас устраивает и с ним можно работать. Если тариф будет ниже, то сдача лицензии будет наиболее критическим последствием. Менее критические ситуации - это ужесточение в урегулировании убытков: продление сроков урегулирования, урегулирование через суд, оспаривание действий ГИБДД и т.д. Это будет в первую очередь влиять на клиента и рушить социальную направленность закона. Клиенты будут с неохотой платить деньги, зная, что ничего не получат, а страховые компании будут терять лицо. На самом деле добровольное страхование - более честный процесс, так как это выбор клиента без вмешательства третьих лиц в виде государства.
- Какие планы у страховой группы на ближайшую перспективу?
- Мы поставили себе цель достигнуть существенной доли на рынке по основным видам страхования, востребованным нашими клиентами. Согласно среднесрочной стратегии мы планируем в 2005 году увеличить сбор страховой премии в 6 раз - с 1 млрд. рублей в 2002 году до 6 млрд. рублей в 2005 году. Группа также планирует в 2005 году увеличить размер активов до $300 млн. и войти в число 15-ти крупнейших компаний России по рисковому страхованию в качестве универсального страховщика (по итогам 2002 года одна из компаний, входящих в страховую группу "АВЕСТ" - "АВЕСТ-Классик", заняла 45-е место по величине активов в рэнкинге "Интерфакс-100", подготовленном Центром экономического анализа "Интерфакса" - прим. ИФ-АФИ).
К этому времени, как мы надеемся, группа сумеет закрепить о себе мнение как об одной из надежных компаний, занимающихся имущественным страхованием. Сейчас этот вид страхования занимает в портфеле группы порядка 70%, а к 2006 году СГ "АВЕСТ" планирует занять до 10% российского рынка имущественного страхования. Это может быть достигнуто благодаря оттачиванию бизнес-процессов и системы управления компаний группы, а также участию компании в обязательном страховании автогражданской ответственности, которое позволит познакомить компанию с потенциальными клиентами.
Внутренняя цель группы - это структурирование бизнес-процессов, отработка различных внутренних технологий. Мы хотим быть прозрачной компанией для того, чтобы иметь возможность привлекать капитал на рынке. Это может быть достигнуто разными способами: акционированием, привлечением партнеров и другими методами. Для повышения инвестиционной привлекательности группы мы, например, со дня основания страховой группы проводим международный аудит и ведем бухгалтерскую отчетность по международным стандартам.
А для привлечения клиентов мы планируем проводить различные маркетинговые акции. Наша основная производственная сила - это персонал. Как показывает опыт, именно он имеет самое большое значение в деятельности компании. Наши агенты заинтересованы в своей работе: мы не сидим в офисах, а периодически устраиваем всевозможные акции с выездом на улицы города. За 2003 год количество персонала так же, как и финансовые результаты компании выросли более чем вдвое. Наши планы на следующий год, по крайней мере, не снижать достигнутые объемы. Мы планируем держать темп и увеличивать финрезультаты вдвое каждый год. Конкурентная среда, сложившаяся на страховом рынке, нам вполне позволяет добиваться такого роста: реальных конкурентных преимуществ у страховых компаний пока нет, и все это на фоне низкой информированности клиентов. Мы не имеем раскрученного брэнда, но это не помешает нам быть популярными.
Вся пресса за 12 сентября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Компании и капиталы, Маркетинг
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|